Канатные стальные стропы
Существуют основные два типа: кольцевые и петлевые. На основании этого деления производятся различные модификации под специфические нужды (одно- и многоветвевые) . Заделка концов осуществляется различными способами: опрессовки, втулки, заплетки, винтовые зажимы и т.д. Отдельным видом такелажного оборудования являются канаты двойного кручения. Их эксплуатация определяется нормами браковки съемных грузозахватных приспособлений.
Инспекция
При проведении досмотра необходимо обеспечить визуальную доступность объекта инспекции. Выявление правильности заполнения шилдика и его соответствие паспорту продукции. Тщательный осмотр изделия по всей длине с выявлением и контролем наиболее дефектных участков. Тщательный контроль концевых фиксаторов, фитингов и концевых участков. Отдельная проверка внутренних волокон и сердечника. Обязательная маркировка досмотренных изделий с составлением акта и фиксации данных в журнале и принятия решения о соответствии продукции нормам браковки канатных стропов.

Нормы браковки стальных канатов
- Сердечник негодный для использования;
- Наружные пряди изношены ≥40%;
- Диаметр уменьшен≥7%;
- Коуши деформированы с утратой≥ 15% поперечного размера троса;
- Деформированные втулки с утратой ≥10% поперечного размера троса;
- Дислокация троса и фиксирующих его креплений;
- Нарушение целостности заплетки;
- Перекруты троса;
- Деформации при воздействии критических температур, повреждения дуговым или ленточным разрядом
- Отсутствие шилдика или неразличимость данных на нем.
- Многоветвевые стропы списываются при разности длины ветвей более 3%
- Браковка строп происходит если число разрывов не будет пределах указанных норм:
Кол-во разрывов Lтроса
4 3 x Dтроса
6 6 x Dтроса
16 30 x Dтроса

Цепные стропы
Цепные стропы – такелажное оборудование, используемое для подъема и перемещения грузов, состоящее из металлических звеньевых элементов 8 класса прочности, образующие цепную конструкцию. Подразделяются на ветвистые и кольцевые. Срок службы полтора года.
Инспекция
Как правило проводится внешняя, инструментальная и документальная проверка. Инспекция имеет свои нюансы:
- Соответствие паспорта продукции шилдику на изделии и его наличие;
- Целостность, наличие дефектов и кондиция элементов. Состояния крюковых фитингов. Кондиция концевых отделов и овальных звеньев.
- Проверка основных соизмерений звеньевых элементов, наличие деформаций.
Нормы браковки цепных стропов
Цепные стропы подлежат браковке при выявлении во время инспекции следующих несоответствий и дефектов:
- Выявление открытых нарушений целостности металла, расслоения, деформация 2х и более звеньевых эоементов.
- Неразличимость данных или отсутствие шилдика, утеря тех.паспорта стропы.
- Неразличимая или отсутствующая идентификация изделия;
- Деформация удлинением звеньевых элементов≥3%;
- Уменьшение Дсечения звеньев ≥10% при износе;
- Браковка цепного стропа обязательна при нехватке или не функционирующем контрольном замке.
- Многоветвевые бракуются при разности длины лучей≥1%, или 15 мм

Текстильные стропы
Такелажное оборудование, при изготовлении которого использованы полимерные волокна. Бывают двух видов: плоскопрядные и круглопрядные. Чаще всего для изготовления используется нейлон или полиэстер. При приложении номинальной нагрузки присутствует растяжение до 3%, что улучшает контроль груза при перемещении. В технической документации четко оговаривается температурный режим эксплуатации этого вида такелажного оборудования. Каждая стропа выполняется в присущей ее грузоподъемности и материалу цветовой схеме. Выбраковка строп этого типа имеет свои особенности.
Инспекция
Проводится внешний и документальный досмотр для определения возможности дальнейшей эксплуатации и браковки текстильных строп:
- Отсутствие внешних повреждений и нарушений целостности самой стропы;
- Наличие на поверхности критических агрессивных химических загрязнений способных повлиять на функционал стропы;
- Присутствие шилдиков и их соответствие паспорту.
Нормы браковки текстильных стропов
Текстильные стропы подлежат браковке в таких случаях:
- Отсутствие шилдиков;
- Нарушения целостности;
- Наличие узловых связок и их компонентов;
- Расслоение нитей, швов и структурных элементов.
- Нарушения целостности по продольной оси≥50 мм;
- Наличие прожжённых участков≥10% ширины;
- Наличие химических деструктивных деформаций≥10% ширины;
- Большие объемы загрязнений агрессивными веществами.
Соблюдение норм и правил осмотра и браковки грузоподъемного оборудования — важный аспект обеспечения безопасности такелажных работ. Регулярное соблюдение норм браковки стропов способствует предотвращению возможных аварий и несчастных случаев.
Похожие записи